PDD, китайский e-com гигант, которому принадлежит маркетплейс Temu, достиг рыночной капитализации в 207 миллиардов долларов, а у Alibaba — всего 187 миллиардов (и становится все меньше). Так что некоторое время в китайской электронной коммерции новый великий кормчий. Как так вышло?
У двух гигантов отличаются бизнес-модели. PDD и ее подразделение Temu не просто работают по системе “потребитель-производитель” (C2M), они — пионеры такого подхода. Работает это так: площадка напрямую связывает производителей с потребителями, вы что-нибудь покупаете, и Temu отправляет вам товар прямо от производителя с помощью сторонних доставщиков. Ни складов, ни собственной логистики. Юани капают благодаря комиссиям с продаж и рекламным тратам производителей.
Алиэкспресс в частности и Alibaba в целом владеют складами и логистическими центрами. Поэтому у них дороже. Да, можно покупать дешевле, чем на Алике!
Генеральный директор компании, поставляющей решения для азиатского e-com, связал рост PDD с экономическими трудностями последних лет. Вслед за “демографической группой с более низкими расходами” подтянулись и люди более обеспеченные, потому что — а почему бы и нет? Тем более, сходу и не поймешь, на Алиэкспресс ты зашел, или на Тэму.
Замешайте коктейль “Низкие цены” на агрессивном маркетинге — и вы в шоколаде. PDD продвигает Temu как международную площадку с особым прицелом на США. Почти половина американцев использует TikTok, поэтому Temu делает много контента для этой соцсети. Честно говоря, сложно понять, почему тут может быть больше ста тысяч лайков, но, видимо, Temu хорошо понимает, что делает.
А 3 месяца назад Temu купила слот на Super Bowl, финальном этапе чемпионата по американскому футболу. Супербоул — самое популярное событие на американском ТВ, поэтому компании тратят на рекламу во время мероприятия деньги, несравнимые с размещением ни на одной другой площадке. В 30-секундном видео приобретают крутые вещи за копейки под слоган “Покупай, как миллиардер”.
Еще один фактор успеха связан с человеческими жертвами. PDD заставляет сотрудников пахать, а после рабочего дня еще немного вспахнуть. В 2020 году от переутомления умер молодой работник — такова цена миллиардов.
Но не все так однозначно и не стоит списывать Alibaba со счетов. Да, в капитализации компания просела. Да, инвестиционный банк Morgan Stanley понизил рейтинг Alibaba, и рекомендовал не покупать, а придержать акции гиганта e-com. Но! Выручка Alibaba в прошлом году выросла почти на 10 миллиардов долларов, а у PDD — немногим более чем на 2.
Странная получается математика. Объяснение таково: стоимость акций PDD прыгнула благодаря стремительному росту выручки, подкрепленному яркой маркетинговой активностью. То есть, денег получила больше Alibaba, но рост выручки в процентах больше у PDD. Как долго PDD будет носить лавры — вопрос открытый. Все же у Alibaba долгая история, стабильный рост, а далеко позади осталась конкуренция с eBay, которая сейчас в 7 раз дешевле китайского колосса. Время покажет, у кого ноги более глиняные.
Это пост из нашего телеграм-канала "автоматизируй это, анализируй то". Подпишитесь и читайте его и другие материалы про eCommerce первыми.