Мы используем куки. Узнайте больше в Политике конфиденциальности

Сытым — есть, голодным — голодать

Как Макдоналдс едва не потерял миллионы долларов, запустив в богатой и сытой Норвегии новый бургер McAfrika во время массового голода в Африке 
 

В 2002 году Макдоналдс запустил в Норвегии, одной из самых богатых стран мира, ограниченную серию бургеров под названием McAfrika. Все бы ничего: это обычная практика для компании, в разных странах на некоторое время регулярно появляются уникальные позиции, чтобы разнообразить меню и привлечь новую аудиторию. Но в тот год в Африке дела с продовольствием обстояли совсем плохо и бургер смотрелся неуместно.

Гуманитарная организация "Спасите детей" предупреждала, что странам на юге Африки грозит массовый голод, от которого могут погибнуть до 19 миллионов человек. Такого рода кризисов в Африке не было со времен голода в Эфиопии в 1984 году, унесшего миллион жизней. 

Изображение с бургером. В бургере имеется мясо, помидор, салат, сыр. Слева от бургера размещен чеснок. Все на синем фоне. Надпись сверху слева McAfrika

Рассчитывая на рядовую маркетинговую активность, Макдоналдс заработал волну критики и осуждение и попал в рейтинги самых скандальных кампаний в истории — ошибку компании продолжают обсуждать даже спустя 20 лет.

Реакция на появление бургера последовала незамедлительная, причем не от африканской стороны, а из самой Норвегии. Линн Аас-Хансен, представитель организации Норвежская Церковная Помощь, заявила: “Неуместно готовить гамбургер под названием McAfrika, когда большая часть южной Африки находится на грани голода”. Следом осудил Макдоналдс и Международный Красный Крест, обвинив компанию в бесчувственности и назвав грубой ошибкой выпуск недорогого “африканского” бургера в одном из самых благополучных регионов мира в непростой для Африки период.

Норвежская Церковная Помощь от слов и простого осуждения перешла к действиям. Активисты организации раздавали перед входом в рестораны Макдоналдс в Осло “экстренные крекеры”, которые обычно используют для помощи людям в регионах с чрезвычайными продовольственными ситуациями. Это был способ привлечь внимание общественности к проблеме с McAfrika. И он сработал.

В СМИ поднялась шумиха, обеспокоились не только активисты, но и обычные потребители. Макдоналдс получал запросы на то, чтобы снять бургер с продажи, но в компании решили, что делать так не будут. Неудивительно, ведь появление новой позиции в меню — это затраты не только лишь на булочки и котлеты, но и на разработку вкуса, и на маркетинговую активность. Речь о серьезных цифрах: например, на рекламу чизбургера McDeluxe компания тратила от 80 до 100 миллионов долларов в год. Конечно, на временную позицию в меню затраты меньше, но порядок цифр можно представить.

Вместо отзыва бургера из продажи, Макдоналдс разместил в своих ресторанах ящики для сбора пожертвований на помощь голодающим. Интересно, что вскоре пресс-секретарь Макдоналдс в Норвегии заявила:

Пресс-секретарь McDonald's в Норвегии Маргарет Бруслетто: “Макдоналдс очень доволен решением, которое было достигнуто с Норвежской Церковной Помощью и Норвежским Красным Крестом”

Тарье Ванвик, представлявший Церковную Помощь, вскоре после размещения ящиков для сбора денег объяснил, что на самом деле всем в его организации понравилось и название “McAfrika”, и вся рекламная кампания, потому что она создает положительные ассоциации с Африкой.

Тарье Ванвик, советник в Норвежской Церковной Помощи по вопросам сбора средств: “Мы очень довольны соглашением, которое мы достигли с Макдоналдс”

От внезапных радостных соглашений, в которых замешаны деньги, история стала только более сомнительной и грязной, поэтому кейс Макдоналдса с “McAfrica” заслуженно оказывается в списке самых неоднозначных маркетинговых решений.

Если хайп от скандала не был целью, то избежать его было можно. Во-первых, уделив больше времени разностороннему анализу мнений аудитории, чтобы быть уверенным, что продукт и его позиционирование не вызовет негативной реакции. Хотя стоит иметь в виду, что в годы, когда Макдоналдс проводил кампанию, для анализа такого масштаба просто не было создано эффективных инструментов. Во-вторых, запуская новый продукт риск неизбежен — даже самые реалистичные гипотезы оправдываются не всегда. Но за реакцией на запуск можно следить буквально онлайн, отслеживая отзывы потребителей и тут же при необходимости меняя продукт или его продвижение. Тогда компания может на корню пресечь возникновение негативной реакции и не дать делу дойти до скандала.

Сейчас бизнес любого размера может использовать современные технологические решения, чтобы с математической точностью утверждать: это понравится потребителю, а это — нет. Как быть уверенным, что вы понимаете покупателя, если вы — владелец магазина на маркетплейсе?

Макдоналдс мог бы отслеживать реакцию покупателей на новинку через отзывы. Если бы компания обратилась в Спикс, сервис:

  1. собрал бы отзывы со всех маркетплейсов в едином удобном интерфейсе, выделив основное, что говорят покупатели (на Ozon приветствуют McAfrica, а вот на Wildberries ждут McMoscow); 
  2. отсортировал их по 40+ темам (вкус нового бургера — в тему “Вкус”, скорость с которой официант принес заказ — в “Доставку”);
  3. определил количественные показатели в каждой из тем (отзывы 100 человек в теме “Общий негатив”, 200 — в “Запах. Позитив”, зато 500 — в теме “Эффект. Негатив”, все-таки от фастфуда можно набрать лишний вес);
  4. показал динамику изменений в предпочтениях покупателей за любой выбранный период (с появлением бургера покупатели стали больше положительно отзываться о Добрый Кола — видимо, новый бургер стимулирует продажи напитка, стоит сделать акционное предложение на этот набор).


Аналитический раздел Спикс изнутри
 

Можно сделать все это самостоятельно и вручную. Цена: многие часы работы и энергия, которую можно было бы распределить с большей пользой для бизнеса. Эффект: неоднозначный, зависит от того, насколько вы сохраняете продуктивность при работе с большими объемами однообразной информации. Решение: специальные сервисы для аналитики содержания отзывов, которые не упускают ни один отзыв и помогают принимать стратегические решение на свежую голову. 

Читайте такжеИз-за каких стратегических ошибок Coca-Cola потеряла 100 миллионов долларов в войне с Pepsi?

Большим корпорациям
и начинающим продавцам

Мы придумали Спикс, чтобы вы могли экономить время на рутине
и уделять внимание важным для бизнеса вопросам

Попробовать
100 ответов в месяц - бесплатно
3 месяца, 16 рук и пара км кода:
как мы запустили сервис для маркетплейсов
с ИИ, который сам отвечает на отзывы
Читайте про опыт основателей Спикс на VC.RU
ЧИТАТЬ
Иконка перехода по ссылке
Рабочее место удаленного специалиста по маркетплейсам. Кресло пустое, так как всю работу за него сделал сервис Спикс.