Мы используем куки. Узнайте больше в Политике конфиденциальности

Фокус-группы давно не работают

"Среднее между офисной вечеринкой и работой присяжным в суде" — журналист посещал фокус-группы, чтобы узнать, как устроена индустрия исследований продуктов изнутри. Что он выяснил?

Мы живем во времена big data. Проникновение интернета достигает 90% в развитых страна, всякий клик в интернете записывается: получается объем информации, достаточный для аналитики на любой вкус. Но маркетологи все еще активно используют устаревший способ узнать мнение о продукте — фокус-группы.

Выводы подобных исследований могут показаться странными. В прошлом веке автомобильные компании в США массово выпускали сексуализированную рекламу, потому что маркетологи, проанализировав обсуждения в фокус-группах, вычленили связку: "автомобиль = выражение подавленных сексуальных желаний мужчин". А психолог, который придумал саму концепцию фокус-групп, считал, что реклама банков должна основываться на заветах дедушки Фрейда, ведь банкиры — это отцовские фигуры, которые могут наказать. Поэтому в позиционировании банков надо использовать строгие образы.

Посетивший семь фокус-групп журналист Vox рассказал, что обычно в начале обсуждения модератор просит каждого участника рассказать забавный факт о себе — видимо, это должно наладить контакт между респондентами. При этом модераторы как будто приучены хвалить любой ответ, даже если он бессмысленный и скучный. Многие респонденты регулярно принимают участие в исследованиях в качестве подработки. Поэтому стараются угодить менеджерам, маркетологам и модераторам, чтобы получить возможность спустя время вновь прийти на оценку какого-нибудь продукта. 

Забавный факт: клиенты, оплатившие фокус-группу для своего продукта, нередко находятся за "односторонним зеркалом", как в кино, и, незамеченные, следят за обсуждением буквально с попкорном. "Это похоже на наблюдение за муравьями", — описал процесс Дэвид Рейшер, использовавший фокус-группу при выборе названия для сайта, занимающегося юридическими услугами.

Насколько эффективны фокус-группы, показывает следующая история. На одном из обсуждений модератор попросил участников ранжировать макеты нового продукта по привлекательности. Группа сделала выбор, но один из участников, считавший себя экспертом в дизайне, высказал свое мнение. После этого несколько человек изменили свои ответы, подстроившись под "эксперта". И это только один из факторов, который может повлиять на искажение результатов.

Но основная проблема фокус-групп даже не в этом, а в нерепрезентативности. Социологи определили идеальный размер группы в 8-12 участников. Чтобы выборка математически точно отражала мнение целевой аудитории, необходимо определенное количество участников. К примеру, ваша аудитория — 40 миллионов потребителей хлеба. Чтобы оценить их отношение к новому вкусу или дизайну с точностью 99% и погрешностью 1% потребуется 16.634 человек. Сильно отличается от общепринятого количества респондентов для фокус-групп. 

Есть ли надежный способ понять покупателя, его желания, недовольства и искреннее мнение? Расскажем на днях.

Это пост из нашего телеграм-канала "автоматизируй это, анализируй то". Подпишитесь и читайте его и другие материалы про eCommerce первыми.

Большим корпорациям
и начинающим продавцам

Мы придумали Спикс, чтобы вы могли экономить время на рутине
и уделять внимание важным для бизнеса вопросам

Попробовать
100 ответов в месяц - бесплатно
3 месяца, 16 рук и пара км кода:
как мы запустили сервис для маркетплейсов
с ИИ, который сам отвечает на отзывы
Читайте про опыт основателей Спикс на VC.RU
ЧИТАТЬ
Иконка перехода по ссылке
Рабочее место удаленного специалиста по маркетплейсам. Кресло пустое, так как всю работу за него сделал сервис Спикс.